Импорт товаров из Китая является основополагающим при ведении бизнеса множеством мелких и крупных предпринимателей. Для ввоза определенных категорий продукции необходимо предъявить сертификат. Но в течение последних лет многие бизнесмены начали находить «обходные пути» для получения сертификата, а некоторые сертификационные органы массово выдавали сертификаты на импортируемые товары с крупными нарушениями надлежащей процедуры сертификации, т.е. без проведения испытаний соответствующих образцов.
Таким образом, сертификат во многих случаях превратился в формальную бумажку, которую можно было купить за определенную цену. Такая ситуация не могла остаться вне внимания Федеральной службы по аккредитации, которая вынуждена была принять меры по ужесточению процедуры сертификации.
Корректная схема сертификации товаров предусматривает определенный алгоритм действий:
Таким образом, на получение сертификата уходит около 1 – 1,5 месяца. В случае если сертификации подлежит габаритное оборудование, его проверка осуществляется экспертом, выезжающим непосредственно на завод производителя. Закупать у поставщика и ввозить всю партию товара можно только после того, как вся процедура будет полностью пройдена и вам выдадут сертификат.
Во избежание фальсификации сертификатов Федеральная служба по аккредитации закрыла сертификационные органы, которые занимались недобросовестной деятельностью. Но выданные ими сертификаты остались действительными до окончания срока их действия.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 года №300 предусмотрены определенные изменения в сфере сертификации. В частности Федеральной службе по аккредитации предоставлено право на проверку сертификатов. Если документ выдан некомпетентным органом, в том числе сертификационным центром, который был закрыт этой службой, то документ может быть признан недействительным. Таким образом, владельцы таких сертификатов потеряют возможность ввоза продукции до получения нового сертификата. Ввиду того, что на испытательные лаборатории теперь возлагается большая нагрузка, сроки оформления ими протоколов существенно увеличились.
Среди других нововведений, с которыми придется столкнуться российскому бизнесу в 2019 году:
Штрих-код, которым маркируется эта продукция, должен содержать информацию о производителе (стране и фирме), импортере товара, дате изготовления и сроке годности, свойствах продукта и особенностях его эксплуатации в тех или иных климатических условиях.
Маркировка с целью идентификации товара обеспечит возможность его отслеживания и предупредит появление на рынке контрафакта. Она позволяет любому покупателю узнать информацию о товаре, используя собственный смартфон.
Переходной период по первому регламенту предусмотрен до 01.07.2020 года, по второму – до 01.01.2021 года.
Еще одним важным документом, регламентирующим правила сертификации товаров, является Решение Совета ЕЭК «О типовых схемах оценки соответствия», принятое 18.04. 2018 года.