Китай – своеобразный «локомотив» мировой промышленности, поставляющий огромное разнообразие товаров во все страны мира. Не является исключением и Россия, завозящая из Китая, как товары широкого потребления, так и электронику, оборудование, запасные части и комплектующие к механизмам различного назначения и мн. др. Соответственно, возникает проблема доставки грузов из Поднебесной в Россию.
Наиболее популярными являются морские перевозки ввиду своей дешевизны. Но в последнее время стремительно развивается сектор железнодорожных перевозок, причем не только в Россию, но и в Европу. Согласно статистическим данным, трансевразийские грузоперевозки, осуществляемые железнодорожными путями, характеризуются в последнее десятилетие стабильным ростом.
Столь высокий рост доли ж/д перевозок обусловлен несомненными преимуществами этого транспорта, среди которых более короткие сроки доставки (в сравнении с морскими перевозками почти в три раза), точность соблюдения расписания, независимо от погодных условий, возможность адресной доставки.
Особенно востребованы контейнерные перевозки, обеспечивающие:
Поэтому эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение грузопотока в контейнерах размером 20 и 40 футов. На сегодняшний же день на контейнерные грузоперевозки приходится 60% грузов, доставляемых сухопутными путями в Россию, и практически 100% – в Германию.
Заинтересованный в сухопутных транспортных перевозках (в том числе ж/д транспортом) Китай, продвигает концепцию Нового шелкового пути, основанную на примере Великого шелкового пути, созданного еще во II веке до н.э., как важный торговый маршрут.
Задачей, возлагаемой на Новый шелковый путь, является выстраивание максимально удобных транзитных маршрутов через Евразию, а также создание новых рынков, реализующих китайские товары, экономическое развитие, как внутренних регионов самого Китая, так и соседних стран, развитие которых будет благотворно влиять на продвижение китайской продукции.
Новый шелковый путь – транспортная система, разрабатываемая Китаем в тесном сотрудничестве с Россией, Казахстаном и некоторыми другими странами. Разрабатываемый транспортный маршрут включает Транссибирскую магистраль, проходящую через РФ, а также второй Евразийский континентальный мост, пролегающий через Казахстан. Соглашение, заключенное между Россией и Казахстаном, как членами ЕАЭС, позволяет свести к минимуму задержки при пересечении транспортом границы между этими странами. Последний ж/д маршрут является самым длинным в мире и предполагает доставку товаров из Китая в Германию, например, всего за 15 дней, что в 2 раза быстрее, нежели осуществление доставки морем через Суэцкий канал.
Единственный недостаток ж/д перевозок – их более высокая стоимость в сравнении с морской доставкой. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, со стороны китайских властей было принято решение субсидировать экспортные перевозки ж/д транспортом. Такое решение позволило снизить тарифы на перевозки контейнеров по территории Китая практически к нулю. Так, в 2016 году, например, объем субсидий на ж/д перевозки, выделенных китайскими провинциями, составил около 88 млн. долларов. Если существующие ныне субсидии сохранятся в дальнейшем, то до 2020 года рост увеличится относительно 2017 года в 2 раза.
Более того, по прогнозам Евразийского Банка Развития, после 2020 года, когда при действующих тарифах динамика роста контейнерных перевозок приостановится, возможно увеличение субсидий со стороны китайских властей для ж/д транспорта. Снижение тарифов могут также обеспечить инвестиции в транспортную инфраструктуру, развитие транспортно-логистических центров, инфраструктура пограничных переходов, внедрение электронных технологий, а также тарифная политика, скоординированная на уровне ЕАЭС.
Что касается представителей российского бизнеса, то они более осторожны, чем европейские заказчики. Тем не менее, их интерес к схемам импорта китайских товаров посредством ж/д транспорта ежегодно возрастает. Особенно это касается тех случаев, когда скорость доставки и, следовательно, выхода определенного товара на российский рынок, имеет существенное значение для развития бизнеса. Сотрудничество же с профессиональным логистическим провайдером позволит найти самые эффективные пути доставки и грамотно решить все юридические проблемы, возникающие в процессе доставки груза.
Соответственно расчетов экспертов ЕБР ж/д перевозки эффективны при стоимости груза от 10$/кг. А развитие инфраструктуры «Нового шелкового пути» будет способствовать более активному использованию таких схем грузоперевозок.