Транспортная инфраструктура оказывает существенное влияние на состояние экономики любого государства. Она является основой социально-экономического развития страны, развития ее внутренней и внешней торговли.
Международные перевозки предусматривают использования всех видов транспорта, как наземного, так и морского, и воздушного. Какой из видов транспорта задействуется в международных перевозках в большей или меньшей мере, зависит от особенностей каждой из стран и отдельных ее регионов.
Российская транспортная система по состоянию на 2017 год занимала следующие позиции:
Что касается объема грузоперевозок, то в РФ в 2018 году он вырос относительно показателей 2017 года на 5,2 %, причем максимальный рост (6,8%) пришелся на автомобильные перевозки. Тем не менее, каждая отрасль транспортной инфраструктуры нуждается в развитии и улучшении качества предоставляемых услуг.
На решение этих задач была принята государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», которая была утверждена в декабре 2017 года. Но основе этой программы были намечены пути развития каждой отрасли транспортной инфраструктуры.
Развитие транспортной ж/д инфраструктуры регламентируется «Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД». Программа предусматривает рост объема ж/д перевозок на 2.4% ежегодно и грузооборота – на 3%.
Развитие инфраструктуры ж/д транспорта планируется за счет поддержки, как государства, так и отраслей, которые заинтересованы в развитии этого вида транспорта. Часть инвестиций в ж/д инфраструктуру будет направлена на обновление локомотивного парка.
Развитие ж/д перевозок предусматривает, в первую очередь, усовершенствование маршрута Китай – Европа, потенциал развития предусмотрен также для грузоперевозок из Китая в Центральную Азию, СНГ, Турцию, страны Персидского залива. Развитие каждого из грузопотоков осуществляется соответственно разным проектам, которые находятся на разных этапах реализации. Среди уже функционирующих маршрутов – Транскаспийский, а также маршрут, проложенный на Иран через Казахстан (Шимкент, Узбекистан и Туркмению). Особое внимание сейчас направлено на реализацию проекта «Экономический пояс Шелкового пути», инициируемого китайским правительством и направленного на увеличение доли контейнерных ж/д перевозок.
В России на автоперевозки приходится более 2/3 всех перевозок. Тем не менее, автотранспортная инфраструктура нуждается в первую очередь в совершенствовании автомобильных дорог, что предусмотрено ФЦП «Развитие транспортной системы».
Транспортная стратегия РФ направлена на рост конкурентоспособности автотранспорта в различных сегментах рынка. Рост автоперевозок прогнозируется на уровне 3,5% в год. При этом осуществляется переориентация потоков: если грузообмен с ЕС имеет тенденцию к спаду, то грузопоток товаров из Китая ежегодно возрастает. Особенно это проявляется в сегменте перевозки сборных грузов.
Морской транспорт самый дешевый, поэтому на него возлагается около 75% международных перевозок. Так как в России ежегодно увеличивается грузовой поток из Юго-Востока Азии, не обойтись без увеличения мощности российских портов.
Таким образом, к 2021 году объем перевалки в российских портах увеличится в сравнении с 2017 годом на 23%. Поэтому ФЦП «Развитие транспортной системы» предусматривает увеличение к этому периоду производственных портовых мощностей на 19%.
Важной задачей, которую предстоит решить в каждой отрасли грузоперевозок, является внедрение цифровых технологий в организацию доставки грузов любым видом транспорта, в том числе введение электронного товарооборота, способствующее снижению сроков прохождения таможенных процедур и исключение теневого товарооборота.
В заключение следует отметить, что важной предпосылкой для развития транспортной инфраструктуры России является сбалансированный подход к развитию инфраструктуры каждой транспортной отрасли, а также оптимизация технологий, обеспечивающих мониторинг перевозок государственными органами.